Календарь памятных дат Сахалина

В Париже состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Весна священная»

1913 г.

СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович (1882-1971), композитор и дирижер. Сын Ф. И. Стравинского. В России до 1914, затем постоянно жил за рубежом, с 1939 в США (с 1945 гражданин США). Ранние балеты «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913) связаны с русским фольклором, обрядностью. Творчество Стравинского при образно-стилистической многоплановости отличается целостностью и органической связью с традициями русской музыкальной культуры. Оперы «Соловей» (1914), «Мавра» (1922), «Похождение повесы» (1951), хореографическая кантата «Свадебка» (1923), пантомима с пением «Байка про лису, петуха, кота да барана» (1916), балеты «Жар-птица» (1910, 2-я редакция 1945), «Орфей» (1947), «Агон» (1957), «Симфония псалмов» (для хора и оркестра, 1930, 2-я редакция 1948) и др.

* * *

СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович [5 (17) июня 1882, Ораниенбаум, ныне Ломоносов 6 апреля 1971, Нью-Йорк], крупнейший композитор 20 в. Русский по рождению, большую часть жизни он прожил в эмиграции (в 1934 принял французское, в 1945 американское гражданство). Говорить о Стравинском как о русском композиторе имеет смысл только в применении к раннему периоду его творчества.

«Русский период» (до начала 1920-х годов)

Будущий композитор родился в семье оперного певца Ф. И. Стравинского (1843-1902), ведущего исполнителя характерных басовых партий в Мариинском театре. В детстве брал уроки фортепиано у А. Снетковой, позднее у Л. Кашперовой. В 1900-05 учился на юридическом факультете Петербургского университета. В 1903-05 занимался композицией под руководством Н. А. Римского-Корсакова, под сильным воздействием которого написаны ранние произведения соната №1 для фортепиано (1904), симфония ми-бемоль мажор (1907), Фантастическое скерцо и Фейерверк для оркестра (оба 1908), первые два акта оперы «Соловей» по одноименной сказке Андерсена (1908; третий акт был закончен в 1914). На смерть учителя Римского-Корсакова композитор откликнулся «Надгробной песнью» для оркестра, исполненной в 1908, но впоследствии утерянной.

В 1907 или 1908 на молодого многообещающего композитора обратил внимание выдающийся русский импресарио, организатор «Русских сезонов» за границей С. П. Дягилев. По его заказу Стравинский сочинил музыку балета «Жар-птица» по мотивам русских народных сказок, премьера которого состоялась в Париже в 1910 и принесла композитору европейскую известность. Сотрудничество Стравинского с Дягилевым продолжалось (с перерывами) почти два десятилетия. Целую эпоху в искусстве 20 в. составила триада шедевров, созданных Стравинским в расчете на возможности блистательной дягилевской балетно-оперной труппы; поставленные в Париже балеты «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913) и хореографические сцены с пением и музыкой «Свадебка» (1923). Стилизованное воспроизведение народного балаганного представления («Петрушка») и архаических обрядов, языческой мистерии плодородия («Весна священная»), русской крестьянской свадьбы («Свадебка») осуществляется средствами в высшей степени своеобразного музыкального языка, сочетающего внешнюю «грубоватость», «элементарность» ритмики и мелодики с тщательной отделкой деталей, тонко рассчитанной ассиметричностью музыкальных фраз, неожиданными сдвигами метрических акцентов. Если в «Петрушке» и «Весне священной» (так же, как ранее в «Жар-птице») Стравинский пользуется всеми красками современного оркестра, оригинально разрабатывая находки французских импрессионистов (в меньшей степени Римского-Корсакова и других русских композиторов), то в «Свадебке» он ограничивается сочетанием певческих голосов (поющих, по замыслу композитора, в характерной русской народной манере) и ансамбля ударных инструментов с четырьмя фортепиано, что придает произведению неповторимый «варварский» колорит.

В период между «Весной священной» и «Свадебкой» силами дягилевской труппы в Париже были поставлены также оперы «Соловей» (1914) и «Мавра» (по поэме Пушкина «Домик в Коломне», 1922), балет «Песнь соловья» (на фрагменты из оперы «Соловей», 1920), балеты с пением «Пульчинелла» (1920; музыка Стравинского к этому балету представляет собой обработку инструментальных пьес, приписываемых итальянскому композитору 18 в. Дж.-Б. Перголези), «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» (1922). Параллельно создавался ряд произведений, не предназначенных для театра кантата «Звездоликий (1912), «Три стихотворения из японской лирики» (1913), «Прибаутки» (1914), «Кошачьи колыбельные» (1916) для голоса и инструментального ансамбля, Три пьесы для струнного квартета (1914), Симфонии духовых памяти К. Дебюсси (1920) и др. Особняком стоит единственное театральное произведение этого периода, не предназначенное для дягилевской антрепризы балет-пантомима «История солдата» на универсальный для всей европейской культуры сюжет о сделке человека с дьяволом (либретто швейцарского поэта Ш.-Ф. Рамю). Впервые поставленная в Лозанне в 1918, «История солдата» ознаменовала собой отход Стравинского от специфически русской тематики.

Период неоклассицизма (от начала 1920-х до начала 1950-х годов)

Будучи с юных лет тесно связан с Францией, Стравинский фактически обосновался там еще до Первой мировой войны. Отрыв от России стал важнейшей причиной радикального сдвига в его творческой ориентации. В 1923 создан Октет для духовых, начиная с которого обычно ведется отсчет так называемого «неоклассицистского» периода в творчестве Стравинского. Под неоклассицизмом понимается направление в музыке 20 в. (и шире в современном искусстве вообще), для которого характерно обращение к принципам эстетики 17-18 (реже 19) вв. и стремление адаптировать формы европейского искусства прошлого к социально-психологической атмосфере современной жизни; неоклассицизм возник в качестве «отрезвляющей» (термин Ф. Бузони) реакции на такие течения искусства 19 начала 20 века, как романтизм, символизм, импрессионизм, экспрессионизм.

Среди образцов музыки прошлого, служивших «стилистическими моделями» для неоклассицизма Стравинского, оратория эпохи барокко (опера-оратория «Царь Эдип», 1927), опера конца 18 в. («Похождения повесы», 1951), в этом произведении Стравинский вновь обратился к сюжету о сделке человека с дьяволом, придворный балет эпохи Людовика XIV (балет «Аполлон Мусагет», 1928), английская духовная музыка 16-17 вв. (кантата на тексты староанглийских поэтов, 1952), музыка Чайковского (балет «Поцелуй феи», 1928), жанры симфонии и концерта для солирующего инструмента с оркестром в их разнообразных исторически сложившихся разновидностях (концерты для фортепиано и духовых, 1924, для скрипки с оркестром, 1931, «Каприччио» для фортепиано с оркестром, 1928, Симфония in C, 1940), жанровая форма concerto grosso (концерт для камерного оркестра Dumbarton Oaks, 1937, «Базельский концерт» для струнного оркестра, 1946) и т. д. Дух язвительной пародии, неотъемлемо присущий неоклассицизму Стравинского, особенно ярко выражен в балете «Игра в карты» (1937). Кроме того, Стравинский отдал дань джазу («Черный концерт» для кларнета и джаз-бэнда, 1945) и цирковой музыке («Цирковая полька» для оркестра, 1942). В наиболее значительных образцах, таких, как «Симфония псалмов» для хора и оркестра на латинский текст (1930), симфония в трех частях для оркестра (1945), балет «Орфей» (1948), месса для хора и духовых (1947) элемент игры с моделями музыки прошлого отходит на второй план; тем самым полнее выявляется глубинный философский смысл этой музыки, воплощенная в ней тоска по высшим, вневременным духовным ценностям.

Поздний период

В 1939 Стравинский перебрался из Франции в США и поселился в Голливуде. В конце 1940-х годов он познакомился с молодым американским дирижером Р. Крафтом, который впоследствии стал его душеприказчиком. Возможно, под влиянием Крафта Стравинский в эти годы начал проявлять живой интерес к «новой венской школе» (Шенберг Берг Веберн) и к молодому европейскому «авангарду». В итоге после чисто неоклассических «Похождений повесы» и кантаты на староанглийские тексты в творчестве Стравинского наступил очередной стилистический поворот, отмеченный воздействием так называемой серийной (додекафонной) техники, открытой в начале 20 в. А. Шенбергом и впоследствии развитой его учениками. В той или иной форме серийная техника использована почти во всех произведениях Стравинского, начиная с септета (1954). Музыка позднего Стравинского это прежде всего сочинения для для солистов, хора и оркестра на тексты духовного содержания: «Священное песнопение» (1955), «Плач пророка Иеремии» (1958), «Заупокойные песнопения» (1967) (все на латинские тексты), музыкальное представление «Потоп» (на английский текст, 1962), священная баллада «Авраам и Исаак» (на древнееврейский текст, 1963) и др. Среди других произведений этого периода «Памяти Дилана Томаса» для тенора и инструментального ансамбля (1954), балет «Агон» (1957), «Движения» для фортепиано с оркестром (1960) Вариации для оркестра памяти Олдоса Хаксли (1964) и др.

Благодаря разносторонности своих интересов, необычайной изменчивости творческого облика Стравинский заслужил репутацию «музыкального Протея». Вместе с тем, в его музыке, написанной в разные периоды, можно выделить ряд достаточно устойчивых общих признаков. Среди них преобладание нерегулярных ритмов и кратких мелодических формул (мелодии широкого дыхания у Стравинского редки; тем более сильное впечатление производят немногие исключения из этого правила в «Царе Эдипе», «Симфонии псалмов», «Похождениях повесы» и др.), сухое, «графическое» инструментальное письмо (в произведениях, созданных после «Весны священной»), предпочтение «театра представления» (часто с элементами стилизованного ритуального действа) «театру переживания».

С конца 1910-х годов Стравинский регулярно выступал как дирижер (реже как пианист) с исполнением собственных произведений. Важным событием в жизни Стравинского был его приезд в СССР осенью 1962 после 48-летнего отсутствия. Он дал концерты в Москве и Ленинграде, дирижируя (по очереди с Р. Крафтом) ведущими симфоническими оркестрами, провел несколько встреч в Союзе композиторов СССР, был принят Н. С. Хрущевым.

Сочинения:

Хроника моей жизни. Л., 1963.

Диалоги [с Р. Крафтом]. Л., 1971.

Источники: KM.RU Хронограф

29 мая

Международный день миротворцев ООН

Русский физик Василий Петров открыл явление электрической дуги (1802)

На Красной площади толпа избрала русским царем боярина Василия Шуйского (1606)

Компания «Отис» зарегистрировала торговую марку «Эскалатор» (1900)

Борис Ельцин избран председателем Верховного Совета РСФСР (1990)

Родился Александр Абдулов, российский актер театра и кино (1953)

Родился Игорь Дмитриев, русский актер (1927)

Родилась Тамара Дегтярева, русская актриса (1944)

Родился Михаил Воронцов, русский князь, фельдмаршал (1782)

Родился Константин Батюшков, русский поэт (1787)

Родилась Луиза Мишель, французская революционерка (1830)

МИШЕЛЬ (Michel) Луиза (1830-1905), участница Парижской коммуны 1871; сражалась на баррикадах против версальцев. Автор стихов, романов, пьес.

Родился Исаак Альбенис, испанский композитор (1860)

Родился Акоп Акопян, армянский поэт (1866)

Родился Николай Бауман, русский революционер, распространитель «Искры» (1873)

Родился Гилберт Честертон, английский писатель (1874)

Родился Освальд Шпенглер, немецкий философ-идеалист (1880)

Родился Константин Арцеулов, один из первых пилотов России (1891)

АРЦЕУЛОВ Константин Константинович (1891-1980), российский летчик-испытатель и планерист. Первым в России выполнил на самолете преднамеренный штопор (1916), конструктор планеров.

Родился Алексей Черемухин, русский конструктор (1895)

Умер знаменитый российский космонавт Олег Макаров (2003)

Родился Джон Кеннеди, 35-й президент США (1917)

День Висконсина (Висконсин, США)

День вступления в США (Род-Айленд, США)

В Париже состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Весна священная» (1913)

В Москве состоялся Прощальный матч Льва Яшина (1964)

Совершил последний забег немецкий атлет Хорст Прайслер (1996)

Установивший мировой рекорд по количеству марафонских забегов за карьеру – 631.

Американец Дэйв Смит пролетел, будучи выстреленным из пушки (1998)

56,6 метров (мировой рекорд).

День взятия Стамбула (Турция)

День военного автомобилиста

День взятия Стамбула (Турция)

День Вооруженных сил (Кыргызстан)

Вознесение Бахауллы

Календарь событий завтрашнего дня

25 июля

Император Михаил VII Палеолог без боя занял Константинополь

Француз Л. Блерио первым пересек на аэроплане Ла-Манш

Состоялась казнь декабристов

Умер Владимир Высоцкий

Гороскоп на сегодня

Лев 23 июля
Новые подходы и новые идеи сегодня будут иметь наибольший успех. Пробуйте изменить что-то в той сфере, где изменений до сих пор не наблюдалось.

Новости прошлых лет

29 мая 2019 г.
Контракты на поставку саженцев и рассады почти на 100 миллионов рублей заключил с начала года Южно-Сахалинск

29 мая 2020 г.
СИА без конкурса отдало миллиардный подряд на дома в Корсакове

29 мая 2020 г.
Пациент: на Сахалине создают риски для заражения коронавирусом

29 мая 2020 г.
Депутат Никитина призвала ПСО проверить "Алси Строй" и минздрав на коррупцию

29 мая 2018 г.
Министр транспорта Сахалинской области Сергей Садовников покидает пост

29 мая 2020 г.
Сакура цветет

29 мая 2021 г.
"Мейр из Исттауна", которая тащит семью, работу и багаж нерешенных проблем

29 мая 2009 г.
Отопительный сезон в Южно-Сахалинске продлен до 6 июня